Почему колонки стали хрипеть?
Ваш вопрос:
Почему колонки стали хрипеть?
Ответ мастера:
Хрип, появляющийся во время работы аудиосистемы – не такое уж редкое явление. Он может обнаружиться и в самих колонках, и на любом промежуточном этапе обработки сигнала. И только выявление места его возникновения даст шанс на успешную борьбу с ними.
Чаще всего колонки начинают хрипеть не сами по себе, а из-за усилителя. Ведь любой усилительные элементы представляют собой лампы, полевые и биполярные транзисторы, некоторые из которых входят в состав микросхем. Они функционируют в линейном режиме определённого диапазона управляющих напряжений (для биполярного транзистора это управляющие токи). Для введения в линейный режим усилительного элемента пользуются так называемым приёмом смещения - его слегка приоткрывают.
Если же смещение недостаточно, то усилитель хоть и получается более экономичным, но не обладает полной линейностью. Нелинейные искажения как раз и воспринимаются на слух как хрип. А в случае, когда оно чрезмерно велико, то усилительный элемент бесполезно расходует энергию. При этом линейность не увеличивается выше некоторого определенного предела.
Как правило, все предварительные каскады усилителя работают в так называемом классе A. Это значит, что при возникновении смещения, которое обеспечивает максимальную линейность. Выходной же каскад - в классе AB, при котором линейность несколько снижена, а это положительно влияет на экономичность. Однако, из любого правила есть исключения.
Заметьте, что если на вход усилителя подать слишком сильный сигнал, то, как минимум, часть его каскадов будет функционировать в режиме перегрузки. Другими словами, даже с учетом смещения управляющее напряжение на входах каскадов окажется за пределами линейного участка. И, поэтому, хрип просто неизбежен. Следует соблюдать следующее правило: ни один из каскадов во всей цепочки не должен быть перегружен. Для этого иногда достаточно понизить усиление одного из каскадов, а усиление следующего увеличить пропорционально.
И, хотя в теории это кажется сложным, на практике же всё оказывается довольно просто. Для начала нужно приёмник или плеер подключить к усилителю. Выставить на последнем невысокую громкость, а на источнике сигнала – большую. Так вы создаёте благоприятные условия для возникновения искажений в выходном каскаде приемника или плеера. Теперь следует уменьшить громкость звука на источнике, а на усилителе пропорционально её увеличить, чтобы она стала такой же на слух. Искажения после этого должны значительно снизиться. Однако не стоит делать результирующий уровень звука чересчур большим. В противном случае перегруженными окажутся каскады усилителя или даже сами колонки. Для слуха это не менее вредно.
Также учитывайте, что искажения непосредственно в акустических системах могут возникнуть при повышенном уровне сигнала на выходе усилителя. Из-за слишком большой амплитуды колебаний диффузор начнёт, задевая находящиеся рядом детали, ударять по ним. Ограничение хода диффузора аналогично другим примерам воспринимается как хрип. И, если в динамике отсутствует пылезащитный колпачок, то частицы пыли попадут в подвижную систему. А это непременно вызовет хрип. В подобном случае её следует продуть. А для превентивной меры заверните головку в ткань. Совершать подобные действия можно только при неработающем усилителе.